В г. Барабинске Новосибирской области 28 ноября 1922 года  при паровозном депо была организована школа фабрично-заводского ученичества. В ФЗУ принимались дети железнодорожников юноши возраста 15-17лет с образованием 3-7 классов, срок обучения 4 года. Обучали по специальностям - помощник машиниста паровоза, слесарь по ремонту паровозов и вагонов, кузнец и токарь. Первый набор - 50 человек. Постепенно контингент рос в связи с потребностью страны в кадрах. История2 Выпускники (Сысоев М. И. ,Утесов Е. И., Круглов М. К., Клинкевич Г. А.) могли работать помощниками машинистов паровозов, слесарями по ремонту паровозов, кузнецами, токарями по металлу, имели право поступать в высшие учебные заведения. 

        Первый коллектив во главе с начальником Гурко был малочисленным, они обладали огромным опытом работы по своей специальности и пользовались большим авторитетом среди учащейся молодёжи.  Грандиозные планы первых пятилеток развития народного хозяйства страны вызвали огромную потребность в кадрах. В начале 1930 года в школу ФЗУ стали принимать девушек.

        С ростом рабочего парка вагонов усложнились условия их ремонта и содержания. С 1933 года в ФЗУ стали готовить кадры для  вагоноремонтного депо по специальностям:  слесарь по ремонту вагонов и слесарь – автоматчик. В 1940 году на базе ФЗУ было создано Барабинское железнодорожное училище №1, в котором выпускники школ получали профессии для работы на железной дороге. Училище было укомплектовано опытными и квалифицированными кадрами - директор Жуков Иван Александрович (1940 - 1942 гг). В 1940 году школа ФЗУ была переименована в ЖУ №1, а в 1964 году- в ГПТУ №11. В годы ВОВ на базе Барабинского училища развернулось ещё три железнодорожных  училища, эвакуированных их Украинской ССР, и Калининской области - Конотопское ЖУ №1, Белопольское ЖУ №2, Бологоевское ЖУ №1.Временно отменяется теоретическое обучение. Учащиеся под руководством опытных мастеров и бригадиров ремонтируют паровозы, вагоны, изготавливают слесарно-монтажный инструмент для комплектования танков, самолетов и другой боевой техники. Наши выпускники принимают активное участие в строительстве бронепоезда «Сибиряк- Барабинец»: Бирюков АМ, Воложанин А.М, Леонов А. 

       В годы войны большая организаторская работа пала на плечи директора Коновалова, бывшего директора Конотопского училища (1942- 1945 гг). Выпускники училища воевали на фронтах в годы ВОВ и прошли боевой путь от рядового до военноначальника. Это генерал - майор Чернышёв И.А., полковник Хренов М.И., подполковник Кодяков Л.Т.,  подполковник Куценко А.А. В 1943 году за трудовое отличие по обучению и воспитанию учащихся мастера производственного обучения и учащиеся за высокие показатели в учебе были награждены знаком: «Отличник Государственных трудовых резервов». Среди награжденных: Глинский М.Д., Колченкова Е.С., Фролов А.И., Тырина Е.И., Щербаков Ф.С.

       После войны в училище налаживается учебный процесс и улучшается материально-техническая  база. В 50- е годы Барабинское отделение железной дороги переходит на электрическую тягу. В училище дополнительно создается кабинет электротехники, создается совмещенный электромонтажный цех, кабинет эксплуатации и электровозный кабинет.

      Большая роль в этом принадлежит бывшим директорам:

Салинику Борису Григорьевичу (1945- 1955 гг), 

Шадуро Алексею Кузьмичу (1956- 1964 гг), 

Пастушенко Михаилу Андреевичу (1964- 1982 гг)

      В эти годы производится набор в группы «монтажник электроконтактной сети», которые принимают непосредственное участие в электрификации железных дорог Барабинска, Новосибирска, Восточно-Сибирской ж.д., Южно- Уральской ж.д.

С 1952 года производится набор учащихся в группы помощник машиниста электровоза и слесарей по ремонту электровозов. 

В 1970 году был сдан в эксплуатацию трехэтажный корпус училища с просторными прекрасными учебными кабинетами, спортивным залом и библиотекой.

В 1972 году училище перешло на трехлетний срок обучения. Вместе с получаемой профессией учащиеся получают среднее образование.

Училище по праву можно назвать кузницей железнодорожных кадров. Более 15 тысяч выпускников вышло из стен училища с рабочей профессией.

История1

Только на Барабинском отделении дороги в настоящее время работают 1083 выпускника нашего училища, из которых 68 награждены правительственными наградами, 53 - значком «Почетному железнодорожнику», 313- ударники коммунистического труда, 82 выпускника окончили высшие и средние учебные заведения и выдвинуты на руководящую работу.

Выпускниками  нашего училища являются:

Лауреат Государственной премии, бывший машинист и депутат Верховного Совета, орденоносец Голенков Владимир Иванович;

Орденоносец, слесарь электровозного депо Рыжов Александр Михайлович;

Зам. начальника отделения железной дороги Беспалов Фёдор Трофимович;

Зам. начальника локомотивного депо Дерявкин Илья Лаврентьевич и Катенин Вениамин Михайлович;

Зам. начальника вагонного депо Козлов Фёдор Афанасьевич и другие

Директору училища Дорошину Ивану Петровичу (1984- 1992 гг) присвоено звание «Заслуженный учитель РСФСР», «Почетный железнодорожник».

С 1992 года до 2003 года  директором  училища был Воробьев Виктор Ефимович.

Звание «Отличник профтехобразования» имеют:

Барышникова Татьяна Николаевна, преподаватель общественных дисциплин,

Леонова Лидия Сергеевна, преподаватель математики и черчения,  в должности завуч проработала 22года,

Бойков Леонид Андреевич, преподаватель физкультуры, а также Воробьева Валентина Ивановна, преподаватель математики.

Сулимов Владимир  Васильевич -  «Заслуженный мастер РФ».

Щербаков Филипп Степанович, мастер п/о, преподаватель военного дела- трижды  «Отличник ПТО»

С 1973 г по 2000 г с приходом в училище руководителя физвоспитания Бойкова Леонида Андреевича одной из задач педколлектива становится целенаправленная подготовка юношей к службе в Армии.

Училище первым в области внедрило нестандартное спортивное оборудование. Построены: лыжная база, футбольный манеж, силовой городок, полоса препятствий, тир, хоккейная коробка, атлетический зал. 

Лыжники училища за эти годы совершили более двадцати многодневных лыжных походов высокой категории сложности. Из них четыре по маршруту «Барабинск- Новосибирск», один- «Барабинск- Омск». Лыжники были победителями Всесоюзного лыжного конкурса «Комсомольской правды» на приз Дмитрия Шпаро. 

В эти годы сборные команды училища по футболу, лыжным гонкам, многоборьям ГТО не раз становились победителями и призерами областных первенств ВДСО «Трудовые резервы»

История

Из стен училища вышел игрок хоккейной команды СКА Новосибирска, мастер спорта по тяжелой атлетике, ныне мастер спорта международного класса по пауэрлифтингу Куликов Александр, выпускник Сергей Максимов в будущем стал мастером спорта и чемпионом  СССР в беге на 10 000 м.

В 2010 году училище переименовано в государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования новосибирской области «Профессиональное училище №11»

На основании Распоряжения Правительства Новосибирской области от 22.11.2011 г. № 539-рп Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Новосибирской области «Профессиональное училище № 11» (ГБОУ НПО НСО ПУ № 11) с 27.03.2012 г. реорганизовано путем присоединения к государственному бюджетному образовательному учреждению начального профессионального образования Новосибирской области «Профессиональный лицей № 10» имени Героя Социалистического Труда, дважды почетного железнодорожника Н.А. Лунина (ГБОУ НПО НСО ПЛ № 10 им. Н.А. Лунина).

Лунин родился 9 (22) мая 1915 года в Ряжске (ныне Рязанская область). В 1940 году, будучи паровозным машинистом депо Новосибирск, выступил инициатором соцсоревнования за новые методы эксплуатации паровоза (увеличение объёма ремонта, выполняемое силами самой паровозной бригады). В годы войны почин Лунина получил широкое распространение на транспорте и в других отраслях промышленности. С 1950 года на руководящей работе на железнодорожном транспорте. Депутат ВС СССР 2-го созыва в 1946—1950 годах. Н. А. Лунин умер 3 октября 1968 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 7).

Награды и премии:

Сталинская премия второй степени (1942) — за коренное усовершенствование метода эксплуатации паровоза, обеспечивающего значительное увеличение суточного пробега и срока службы паровоза.

Герой Социалистического Труда (1943).

Два ордена Ленина.

Два знака Почётный железнодорожник.

В 2000 году Лунин удостоен почетного звания «Гражданин XX века Новосибирской области».

История3

Память.

Лунин о получении юбилейного паровоза ФД21-3000

В Новосибирске в честь Героя Социалистического Труда Николая Александровича Лунина установлены мемориальные доски на здании цеха эксплуатации Новосибирского локомотивного (бывшего паровозного) депо; на доме, в котором проживал Н.А. Лунин (ул. Салтыкова-Щедрина, 1) и профессиональном училище № 10 (которое носит его имя).

На здании локомотивного депо станции «Смородино» (город Тростянец Сумской области) в память о Н. А. Лунине (работал в депо в 1945—1947 годах) также установлена мемориальная доска.

            Выдающемуся железнодорожнику за проявленный трудовой героизм в годы Великой Отечественной войны установлен монумент — тот самый «Лучший паровоз Советского Союза» (Паровоз-памятник ФД21-3000) и памятная стела.

          Имеется «Площадь лунинцев» в Новосибирске около цирка.